Внимание!!!

Адрес интернет-представительства нашего ДОУ изменился

Реализуемые в ДОУ программы и контроль успеваемости


Перечень программ используемых  в ДОУ при осуществлении образовательного процесса.

Программа «Радуга».
Авторы: авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой. Татьяна Николаевна Доронова - профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, зав. лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ.
«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.
 Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.
 Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.
Основные цели программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;  приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.
Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:
реализация поставленных в программе общих задач психического развития
реализация регионального компонента воспитания и образования
цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.
Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно.
 Она включает в себя:
развитие коммуникативных навыков,
развитие навыков самообслуживания,
знакомство с основами безопасности жизнедеятельности,
развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами, а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.
УМК к программе «Радуга»
По программе издан комплект пособий, включающий в себя 5 руководств по воспитанию, образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с изобразительным искусством, конструирование, художественный труд. Все пособия рекомендованы Министерством образования РФ.
 5 методических рекомендаций для воспитателей содержат методики, преследующие цели:
сформировать у детей математические представления, в том числе через такие понятия, как размер, цвет, количество;
развить у детей навыки активной разговорной речи, обогатить их словарный запас и сформировать культуру речи;
ознакомить детей с назначениями и функциями предметов, со связями между предметами и природными феноменами, дать представления о различных знаках и символах;
вызвать у детей интерес к искусству, развить способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство.

 Программа опубликована целостно, по всем возрастным группам, что помогает педагогическому коллективу более эффективно организовать работу в дошкольных учреждениях.
1.     На пороге школы: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6–7 лет/ Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова и др.
 В пособии представлена система занятий по развитию старших дошкольников и подготовке их к школе, включая планирование и конспекты занятий по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и др.
2.     Гризик Т.И. Познаю мир: Предметы вокруг нас: Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста.
 Пособие в увлекательной форме поможет малышу разобраться с целевыми назначениями и функциями различных предметов, понять связи и зависимости между предметами и явлениями природы.
3.     Гризик Т. И. Познаю мир: я во всём люблю порядок: Развивающая кн. для детей среднего дошкольного возраста.
 Пособие поможет закрепить представления детей о понятии «последовательность», о роли и значимости данного понятия в жизни человека.
4.     Гризик Т. И. Познаю мир: знаки и символы: Развивающая кн. для детей старшего дошкольного возраста.
 Пособие поможет закрепить представления детей о знаках и символах, их роли в жизни человека.
5.     Гризик Т. И. ПОЗНАЮ МИР: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга».
 Методическое пособие по познавательному развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада. Пособие составляет комплект с развивающими тетрадями для дошкольников «Познаю мир».
6.     Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.
 В методическом руководстве раскрываются особенности организации жизни детей 2-3 лет в детском саду. В разделах пособия подробно рассматриваются особенности каждого из направлений развития ребенка-дошкольника: формирования привычки к здоровому образу жизни, познавательной активности, подготовки к обучению математике, развития речи, приобщения к книге, игровой деятельности и др.
7.     Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.
 В методическом руководстве раскрываются особенности организации жизни детей 2-3 лет в детском саду.
 В разделах пособия подробно рассматриваются особенности каждого из направлений развития ребенка-дошкольника: физического воспитания, познавательной активности, подготовки к обучению математике , развития речи , воспитания интереса к книге, игровой деятельности, музыкальных способностей, обучению элементам изобразительной деятельности и лепки, конструирования и ручного труда.
8.     Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей младшего дошкольного возраста. – 32 с.: ил. (в обл.)
 С помощью заданий, предлагаемых в книге, взрослый сможет организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию навыков активной разговорной речи. Рассматривание картинок со специально разработанными ситуациями побуждает детей вступить в диалог, что способствует формированию произносительных навыков, обогащению словаря, уточнению представлений об окружающем мире.
9.     Гербова В. В. Учусь говорить: Пособие для детей среднего дошкольного возраста.
 С помощью альбома по развитию речи детей среднего дошкольного возраста воспитатели и родители смогут целенаправленно осуществлять работу по формированию звукопроизношения, совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия. Параллельно альбом поможет детям реализовать в речи накопленные впечатления, удовлетворяя их потребность в познавательном общении со взрослым.
10.         Гербова В. В. Учсь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста.
 С помощью этого пособия воспитатели и родители значительно расширят словарь ребенка, научат его понятно для окружающих выражать свои мысли, разовьют фонематический слух и фонематическое восприятие.
11.         Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе «Радуга».
 В пособии представлены планирование и методика работы с детьми по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей, средней и старшей группах детского сада. В книгу включены подробные конспекты работы с дошкольниками. Пособие составляет комплект с книгами для детей «Учусь говорить».
12.         Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей младшего дошкольного возраста.Пособие включает задания, требующие активности ребенка (раскрасить, обвести в круг, соединить с образцом, нарисовать или наклеить дополнительные изображения на страницу), способствующие формированию математических представлений о цвете, размере, форме, количестве.
13.         Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей среднего дошкольного возраста.Пособие предназначено для использования на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Оно позволит сформировать у ребенка представление о числах первого десятка, познакомить с цифрами и геометрическими фигурами.
14.         Соловьева Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей старшего дошкольного возраста.
 Материал пособия способствует формированию следующих математических представлений: выражение количества через число, знакомство с арифметическими действиями и запись простейших примеров, сравнение количества и сравнение чисел, первоначальное представление о величинах.
15.         Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга».
 Методическое пособие включает планирование и конспекты занятий во всех возрастных группах. Пособие составляет комплект с развивающими книгами «Моя математика».
16.         Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста.
 Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию младших дошкольников в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и родителями.
17.         Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста в в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и родителями.
18.         Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и родителями.
19.         Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе “Радуга”.
 Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада.
20.         Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.Пособие предназначено для использования в качестве наглядного материала на занятиях по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством.
21.         Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: Метод. пособие для воспитателей.Пособие поможет педагогам правильно и интересно организовать занятия с детьми по декоративно-прикладному искусству и изобразительной деятельности. Книга составляет комплект с учебно-наглядным пособием «Детям о народном искусстве».
22.         Доронова Т. Н. Сделаю сам: Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста (Т. Н. Доронова, С. И. Мусиенко).
 Пособие содержит интересный материал, который поможет развить фантазию и творчество дошкольников. Основное внимание уделяется изготовлению игрушек и полезных вещей для игр и личных потребностей детей, а также созданию различных поделок в подарок родным и друзьям. Пособие может быть использовано и для занятий в семье.
23.         Грибовская А. А. Готовимся к празднику: Художественный труд в детском саду и семье: Пособие для детей старшего дошкольного возраста(А. А. Грибовская, В. М. Кошелев).
 В пособии представлен материал для проведения в игровой форме занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Своими руками дети смогут изготовить персонажи любимых сказок, подготовить подарки к празднику и т. д.
24.         Кошелев В. М. художественный и ручной труд в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада и родителей.
 В пособии представлен материал для организации занятий по художественному и ручному труду с детьми в детском саду и семье. Взрослые, используя предлагающиеся в книге рекомендации, помогут детям изготовить поделки из бумаги и интересные работы по аппликации для игр и подарков друзьям и родным.

Программа «Юный эколог», автор: С. Н. Николаева
 Первая программа экологической направленности для дошкольников была разработана и опубликована в 1993 году. В течение нескольких лет она дорабатывалась, уточнялась и в обновленном виде получила название «Юный эколог». Программа «Юный эколог» имеет ряд важных особенностей.
Во-первых, она создана на основе главных понятий и ведущих идей экологии – относительно молодой науки, которая быстро эволюционирует от науки биологического цикла в 70-е годы прошлого столетия до уровня одной из биосферных наук, достигающей в настоящее время философского и методологического статуса. Понятия и идеи, взятые из экологии, адаптированы к психолого-педагогической специфике дошкольного детства. В программу включены экологические знания, которые дошкольник может освоить наглядно-образным мышлением на близких и понятных ему примерах.
Во-вторых, программа ориентирована на детей и взрослых – специалистов дошкольного воспитания. Она состоит из двух подпрограмм, цель первой – формирование начал экологической культуры у дошкольников, второй – развитие экологической культуры у работников детского сада, создающих условия и осуществляющих это воспитательное направление. Взрослые, не знающие законов Природы, не осознающие всей глубины и последствий неправильного взаимодействия с ней, не могут достаточно эффективно воспитывать детей.
В-третьих, программа имеет широкое теоретическое и учебно-методическое обеспечение. Разработаны и экспериментально апробированы технологии работы воспитателей с детьми всех возрастных групп (от первой младшей до подготовительной). Книги-технологии неоднократно переиздавались («Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы»; «Методика экологического воспитания в детском саду. Методика работы с детьми средней и старшей групп детского сада»; «Экологическое воспитание младших дошкольников»), в настоящее время новым циклом они выходят в издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Каждая книга – это спланированная на учебный год и подробно описанная система мероприятий, реализующих программу в разных видах деятельности в данной возрастной группе. Теоретический аспект программы и работа со взрослыми изложена в учебных пособиях.


Программа "Наш Дом - Южный Урал"
 Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Задачи программы:
   способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;
   формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона;
   развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала.
Содержание программы строится на принципе сквозной реализации идей народной педагогики.
Идеи народной педагогики в программе «Наш дом — Южный Урал» реализуются через средства народной педагогики.

Программа «Музыка для детей» Карла Орфа
Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.
Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.
 Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.
Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:
 • для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;
 • система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
 • методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;
 • методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.
На музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.
Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.
Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
 У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.
Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.


Итоги мониторинга освоения по основным образовательным областям и формированию интегративных качеств ДОУ (начало учебного года)




Дата проведения мониторинга: сентябрь 2013г.

Количество детей 103

Мониторинг проводился старшим воспитателем, воспитателями дошкольных групп, музыкальным руководителем.

Мониторинг проводился по двум основным направлениям:

·        Формирование интегративных качеств (Ю.А  Афонькина  «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования»)

·        Мониторинг качества освоения программы по основным образовательным областям.

Цель: Изучение достижений в формировании интегративных качеств и освоении образовательных областей воспитанниками МБДОУ, выстраивание индивидуальной работы с детьми на основе выявленных показателей, согласно примерной общеобразовательной программы  «Радуга».

Методы:

·        наблюдение (наблюдение позволяет описать конкретную картину проявления развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях);

·        беседа, беседа-интервью;

·        анализ продуктов детской деятельности;

·        предметные тесты (широко используются для изучения уровня освоения детьми образовательной области «Познание»);

·        тестирование (тестирование физических качеств: быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости);

·        диагностические игровые ситуации;

·        проблемные диагностические ситуации;



Характеристика уровней развития:

·        высокий уровень – показатель проявляется ярко, это достижение ребенка;

·        средний уровень – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенка в данном проявлении;

·        низкий уровень – показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.



По результатам мониторинга была составлена таблица, из которой видно, что  самые высокие уровни усвоения детьми программного материала по образовательным областям «Безопасность» – 32%, «Здоровье» - 13%, «Социализация» 8%. Самые низкие уровни: «Музыка» и «Художественное творчество»

Итоговый показатель мониторинга по всем группам

(среднее значение в процентах)


Уровни

сентябрь
Высокий
8%
Средний
52%
Низкий
40%



По результатам мониторинга детского развития  была составлена таблица, из которой видно, что  самые высокие показатели развития по разделам «Способность управлять своим поведением и планировать действия» - 18%, «Физическое развитие» - 17%, «Любознательность, активность» и «Овладение предпосылками учебной деятельности» - 16%. Самые низкие уровни: «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи» и «Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Итоговый показатель мониторинга детского развития

(среднее значение в процентах)


Уровни

сентябрь
Высокий
13%
Средний
54%
Низкий
33%



Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что на начало учебного года есть определенный уровень снижения показателей  развития ЗУН у детей, причинами этому могут служить:

- не все воспитатели достаточно владеют профессиональными навыками планирования и организации ОП;

- многие дети, показавшие низкие показатели усвоения программного материала, редко посещают ДОУ.

- отсутствие единых подходов к воспитанию и обучению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.



Рекомендации по результатам диагностики:

Педагогам:

·               Запланировать и проводить индивидуальную коррекционно-развивающую работу с детьми, показавшими низкие результаты усвоения программного материала;

·               В ходе проведения занятий отслеживать успешность усвоения материала данными детьми;

·               Закреплять пройденный материал в совместной деятельности с детьми;

·               Создать условия для закрепления пройденного материала в самостоятельной игровой деятельности детей.

Администрации ДОУ, старшему воспитателю:

·               Оказывать консультативную помощь воспитателям  с целью повышения уровня компетентности по вопросам проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, показавшими низкие результаты усвоения программного материала;

·               Пополнить дидактическое обеспечение образовательного процесса новыми  пособиями по программе, что позволит педагогам более грамотно выстраивать воспитательно-образовательный процесс;

·               Провести  консультации для педагогов с целью повышения уровня  владения операциями оценивания и анализа результатов при измерении ЗУН дошкольников;

·               Провести индивидуальное консультирование воспитателей по вопросам организации ОП.

Постоянные читатели