Перечень
программ используемых в ДОУ при
осуществлении образовательного процесса.
Программа
«Радуга».
Авторы:
авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под
руководством профессора Т.Н. Дороновой. Татьяна Николаевна Доронова - профессор
кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского
психолого-педагогического университета, зав. лабораторией дошкольного
воспитания в институте общего образования МО РФ.
«Радуга» –
комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников.
Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами
являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу
жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.
Программа рекомендована Министерством
образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности
дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных
групп и рекомендации для воспитателей.
Для занятий по этой программе созданы
комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические
рекомендации для воспитателей.
Основные цели
программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать
дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического,
так и психического); всестороннее и своевременное психическое развитие;
формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему
миру; приобщение к основным сферам
человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Программа,
ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает
наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей.
В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а
также их приобщения к национальной культуре.
Работа педагога
складывается из трех равно необходимых компонентов:
реализация
поставленных в программе общих задач психического развития
реализация
регионального компонента воспитания и образования
цели конкретного
образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.
Задача
подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно.
Она включает в себя:
развитие
коммуникативных навыков,
развитие навыков
самообслуживания,
знакомство с
основами безопасности жизнедеятельности,
развитие речи
детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания,
умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами, а также
специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных
математических представлений и развитию начал логического мышления детей,
начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.
УМК к программе
«Радуга»
По программе
издан комплект пособий, включающий в себя 5 руководств по воспитанию,
образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими
рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по
всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование
элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с
изобразительным искусством, конструирование, художественный труд. Все пособия
рекомендованы Министерством образования РФ.
5 методических рекомендаций для воспитателей
содержат методики, преследующие цели:
сформировать у
детей математические представления, в том числе через такие понятия, как
размер, цвет, количество;
развить у детей
навыки активной разговорной речи, обогатить их словарный запас и сформировать
культуру речи;
ознакомить детей
с назначениями и функциями предметов, со связями между предметами и природными
феноменами, дать представления о различных знаках и символах;
вызвать у детей
интерес к искусству, развить способность видеть, любить и понимать
изобразительное искусство.
Программа
опубликована целостно, по всем возрастным группам, что помогает
педагогическому коллективу более эффективно организовать работу в дошкольных
учреждениях.
1.
На
пороге школы: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6–7
лет/ Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова и др.
В пособии представлена система занятий по
развитию старших дошкольников и подготовке их к школе, включая планирование и
конспекты занятий по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, математике,
изобразительной деятельности и др.
2.
Гризик
Т.И. Познаю мир: Предметы вокруг нас: Развивающая книга для детей младшего
дошкольного возраста.
Пособие в увлекательной форме поможет малышу
разобраться с целевыми назначениями и функциями различных предметов, понять
связи и зависимости между предметами и явлениями природы.
3.
Гризик
Т. И. Познаю мир: я во всём люблю порядок: Развивающая кн. для детей среднего
дошкольного возраста.
Пособие поможет закрепить представления детей
о понятии «последовательность», о роли и значимости данного понятия в жизни
человека.
4.
Гризик
Т. И. Познаю мир: знаки и символы: Развивающая кн. для детей старшего
дошкольного возраста.
Пособие поможет закрепить представления детей
о знаках и символах, их роли в жизни человека.
5.
Гризик
Т. И. ПОЗНАЮ МИР: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе
«Радуга».
Методическое пособие по познавательному
развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших,
средних и старших группах детского сада. Пособие составляет комплект с
развивающими тетрадями для дошкольников «Познаю мир».
6.
Воспитание,
образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: Метод. руководство для
воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова,
Т. И. Гризик и др.
В методическом руководстве раскрываются
особенности организации жизни детей 2-3 лет в детском саду. В разделах пособия
подробно рассматриваются особенности каждого из направлений развития
ребенка-дошкольника: формирования привычки к здоровому образу жизни,
познавательной активности, подготовки к обучению математике, развития речи,
приобщения к книге, игровой деятельности и др.
7.
Воспитание,
образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. руководство для
воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова,
Т. И. Гризик и др.
В методическом руководстве раскрываются
особенности организации жизни детей 2-3 лет в детском саду.
В разделах пособия подробно рассматриваются
особенности каждого из направлений развития ребенка-дошкольника: физического
воспитания, познавательной активности, подготовки к обучению математике ,
развития речи , воспитания интереса к книге, игровой деятельности, музыкальных
способностей, обучению элементам изобразительной деятельности и лепки,
конструирования и ручного труда.
8.
Гербова
В. В. Учусь говорить: Пособие для детей младшего дошкольного возраста. – 32 с.:
ил. (в обл.)
С помощью заданий, предлагаемых в книге,
взрослый сможет организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по
развитию навыков активной разговорной речи. Рассматривание картинок со
специально разработанными ситуациями побуждает детей вступить в диалог, что
способствует формированию произносительных навыков, обогащению словаря,
уточнению представлений об окружающем мире.
9.
Гербова
В. В. Учусь говорить: Пособие для детей среднего дошкольного возраста.
С помощью альбома по развитию речи детей
среднего дошкольного возраста воспитатели и родители смогут целенаправленно
осуществлять работу по формированию звукопроизношения, совершенствованию
фонематического слуха и фонематического восприятия. Параллельно альбом поможет
детям реализовать в речи накопленные впечатления, удовлетворяя их потребность в
познавательном общении со взрослым.
10.
Гербова
В. В. Учсь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста.
С помощью этого пособия воспитатели и родители
значительно расширят словарь ребенка, научат его понятно для окружающих
выражать свои мысли, разовьют фонематический слух и фонематическое восприятие.
11.
Гербова
В. В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми
3–6 лет по программе «Радуга».
В пособии представлены планирование и методика
работы с детьми по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во
второй младшей, средней и старшей группах детского сада. В книгу включены подробные
конспекты работы с дошкольниками. Пособие составляет комплект с книгами для
детей «Учусь говорить».
12.
Соловьева
Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей младшего дошкольного
возраста.Пособие включает задания, требующие активности ребенка (раскрасить,
обвести в круг, соединить с образцом, нарисовать или наклеить дополнительные
изображения на страницу), способствующие формированию математических
представлений о цвете, размере, форме, количестве.
13.
Соловьева
Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей среднего дошкольного
возраста.Пособие предназначено для использования на занятиях по формированию
элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного
возраста. Оно позволит сформировать у ребенка представление о числах первого
десятка, познакомить с цифрами и геометрическими фигурами.
14.
Соловьева
Е. В. Моя математика: Развивающая кн. для детей старшего дошкольного возраста.
Материал пособия способствует формированию
следующих математических представлений: выражение количества через число,
знакомство с арифметическими действиями и запись простейших примеров, сравнение
количества и сравнение чисел, первоначальное представление о величинах.
15.
Соловьева
Е. В. Математика и логика для дошкольников: Метод. рекомендации для
воспитателей, работающих по программе «Радуга».
Методическое пособие включает планирование и
конспекты занятий во всех возрастных группах. Пособие составляет комплект с
развивающими книгами «Моя математика».
16.
Доронова
Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей младшего
дошкольного возраста.
Учебно-наглядное пособие по изобразительному
искусству предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию
младших дошкольников в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и
родителями.
17.
Доронова
Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей среднего
дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству
предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию детей среднего
дошкольного возраста в в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и
родителями.
18.
Доронова
Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей старшего
дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие по изобразительному искусству
предназначено для проведения занятий по эстетическому развитию детей старшего
дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Может быть использовано и
родителями.
19.
Доронова
Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические
рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе “Радуга”.
Методическое пособие по
художественно-эстетическому развитию дошкольников включает планирование и
конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада.
20.
Грибовская
А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей
дошкольного возраста.Пособие предназначено для использования в качестве
наглядного материала на занятиях по ознакомлению детей дошкольного возраста с
народным декоративно-прикладным искусством.
21.
Грибовская
А. А. Народное искусство и детское творчество: Метод. пособие для
воспитателей.Пособие поможет педагогам правильно и интересно организовать
занятия с детьми по декоративно-прикладному искусству и изобразительной
деятельности. Книга составляет комплект с учебно-наглядным пособием «Детям о
народном искусстве».
22.
Доронова
Т. Н. Сделаю сам: Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми
старшего дошкольного возраста (Т. Н. Доронова, С. И. Мусиенко).
Пособие содержит интересный материал, который
поможет развить фантазию и творчество дошкольников. Основное внимание уделяется
изготовлению игрушек и полезных вещей для игр и личных потребностей детей, а
также созданию различных поделок в подарок родным и друзьям. Пособие может быть
использовано и для занятий в семье.
23.
Грибовская
А. А. Готовимся к празднику: Художественный труд в детском саду и семье:
Пособие для детей старшего дошкольного возраста(А. А. Грибовская, В. М.
Кошелев).
В пособии представлен материал для проведения
в игровой форме занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Своими руками
дети смогут изготовить персонажи любимых сказок, подготовить подарки к
празднику и т. д.
24.
Кошелев
В. М. художественный и ручной труд в детском саду: Кн. для воспитателей
детского сада и родителей.
В пособии представлен материал для организации
занятий по художественному и ручному труду с детьми в детском саду и семье.
Взрослые, используя предлагающиеся в книге рекомендации, помогут детям
изготовить поделки из бумаги и интересные работы по аппликации для игр и
подарков друзьям и родным.
Программа
«Юный эколог», автор: С. Н. Николаева
Первая программа экологической направленности
для дошкольников была разработана и опубликована в 1993 году. В течение
нескольких лет она дорабатывалась, уточнялась и в обновленном виде получила
название «Юный эколог». Программа «Юный эколог» имеет ряд важных особенностей.
Во-первых, она
создана на основе главных понятий и ведущих идей экологии – относительно
молодой науки, которая быстро эволюционирует от науки биологического цикла в
70-е годы прошлого столетия до уровня одной из биосферных наук, достигающей в
настоящее время философского и методологического статуса. Понятия и идеи,
взятые из экологии, адаптированы к психолого-педагогической специфике
дошкольного детства. В программу включены экологические знания, которые
дошкольник может освоить наглядно-образным мышлением на близких и понятных ему
примерах.
Во-вторых,
программа ориентирована на детей и взрослых – специалистов дошкольного
воспитания. Она состоит из двух подпрограмм, цель первой – формирование начал
экологической культуры у дошкольников, второй – развитие экологической культуры
у работников детского сада, создающих условия и осуществляющих это
воспитательное направление. Взрослые, не знающие законов Природы, не осознающие
всей глубины и последствий неправильного взаимодействия с ней, не могут
достаточно эффективно воспитывать детей.
В-третьих,
программа имеет широкое теоретическое и учебно-методическое обеспечение.
Разработаны и экспериментально апробированы технологии работы воспитателей с
детьми всех возрастных групп (от первой младшей до подготовительной).
Книги-технологии неоднократно переиздавались («Воспитание экологической
культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной
группы»; «Методика экологического воспитания в детском саду. Методика работы с
детьми средней и старшей групп детского сада»; «Экологическое воспитание
младших дошкольников»), в настоящее время новым циклом они выходят в
издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Каждая книга – это спланированная на учебный год
и подробно описанная система мероприятий, реализующих программу в разных видах
деятельности в данной возрастной группе. Теоретический аспект программы и
работа со взрослыми изложена в учебных пособиях.
Программа
"Наш Дом - Южный Урал"
Цель программы: способствовать воспитанию и
развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной
культуры, сделать ее своим достоянием.
Задачи
программы:
— способствовать расширению и углублению
детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;
— формировать эмоционально-положительное
отношение к этнокультурному наследию региона;
— развивать умение творчески и самостоятельно
отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Областная
образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на
идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один
из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста,
осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала.
Содержание
программы строится на принципе сквозной реализации идей народной педагогики.
Идеи народной
педагогики в программе «Наш дом — Южный Урал» реализуются через средства
народной педагогики.
Программа
«Музыка для детей» Карла Орфа
Суть методики
«Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через
импровизацию в музыке и движении.
Основная идея
Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение
игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы,
колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.
Композитор ввел термин «элементарное
музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения,
импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские
песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые
вместе с детьми.
Методика «Музыка
для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным
преимуществам:
• для организации музыкальных занятий не
требуется специального музыкального образования педагога;
• система легко сочетается с другими
методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности,
кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям
позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные
особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными
навыками, способностями и потребностями;
• методика закладывает огромный потенциал для
развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.
На музыкальных
занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый
ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.
Единая структура
занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить,
создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками,
у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.
Элементы системы
музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и
навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.
Речевые
упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию
правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.
Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Поэтическое
музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии
и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их
выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Музыкально-двигательные
упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным
выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений
– хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение
ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные
упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать
музыку через движение.
Игры с
инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком
навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между
собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий
процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать
тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты
можно изготовить самостоятельно.
Элементарный
музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму
деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца,
речи и художественного образа в изобразительной игре.
В качестве
особых приемов организации театрализованной деятельности используются
игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему
полезного и увлекательного досуга.
Итоги мониторинга освоения по основным образовательным областям и формированию интегративных качеств ДОУ (начало учебного года)
Дата проведения мониторинга: сентябрь 2013г.
Количество детей 103
Мониторинг проводился старшим воспитателем,
воспитателями дошкольных групп, музыкальным руководителем.
Мониторинг
проводился по двум основным направлениям:
·
Формирование
интегративных качеств (Ю.А
Афонькина «Мониторинг качества
освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования»)
·
Мониторинг
качества освоения программы по основным образовательным областям.
Цель:
Изучение достижений в формировании интегративных качеств и освоении образовательных
областей воспитанниками МБДОУ, выстраивание индивидуальной работы с детьми на
основе выявленных показателей, согласно примерной общеобразовательной программы «Радуга».
Методы:
·
наблюдение
(наблюдение позволяет описать конкретную картину проявления развития,
предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в
естественных для него условиях);
·
беседа,
беседа-интервью;
·
анализ
продуктов детской деятельности;
·
предметные
тесты (широко используются для изучения уровня освоения детьми образовательной
области «Познание»);
·
тестирование
(тестирование физических качеств: быстроты, силы, гибкости, выносливости,
ловкости);
·
диагностические
игровые ситуации;
·
проблемные
диагностические ситуации;
Характеристика уровней развития:
·
высокий
уровень – показатель проявляется ярко, это достижение ребенка;
·
средний
уровень – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка
ребенка в данном проявлении;
·
низкий
уровень – показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном
направлении.
По
результатам мониторинга была составлена таблица, из которой видно, что самые высокие уровни усвоения детьми
программного материала по образовательным областям «Безопасность» – 32%,
«Здоровье» - 13%, «Социализация» 8%. Самые низкие уровни: «Музыка» и
«Художественное творчество»
Итоговый
показатель мониторинга по всем группам
(среднее
значение в процентах)
Уровни |
| |
сентябрь | ||
Высокий |
8% | |
Средний |
52% | |
Низкий |
40% |
По
результатам мониторинга детского развития была составлена таблица, из которой видно,
что самые высокие показатели развития по
разделам «Способность управлять своим поведением и планировать действия» - 18%,
«Физическое развитие» - 17%, «Любознательность, активность» и «Овладение
предпосылками учебной деятельности» - 16%. Самые низкие уровни: «Способность
решать интеллектуальные и личностные задачи» и «Представление о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе»
Итоговый
показатель мониторинга детского развития
(среднее
значение в процентах)
Уровни |
| |
сентябрь | ||
Высокий |
13% | |
Средний |
54% | |
Низкий |
33% |
Анализируя полученные данные, можно сделать
вывод о том, что на начало учебного года есть определенный уровень снижения
показателей развития ЗУН у детей,
причинами этому могут служить:
- не все воспитатели достаточно владеют
профессиональными навыками планирования и организации ОП;
- многие дети, показавшие низкие показатели
усвоения программного материала, редко посещают ДОУ.
- отсутствие единых подходов к воспитанию и
обучению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Рекомендации по результатам
диагностики:
Педагогам:
·
Запланировать и проводить индивидуальную
коррекционно-развивающую работу с детьми, показавшими низкие результаты
усвоения программного материала;
·
В ходе проведения занятий отслеживать
успешность усвоения материала данными детьми;
·
Закреплять пройденный материал в
совместной деятельности с детьми;
·
Создать условия для закрепления
пройденного материала в самостоятельной игровой деятельности детей.
Администрации ДОУ, старшему
воспитателю:
·
Оказывать консультативную помощь
воспитателям с целью повышения уровня
компетентности по вопросам проведения индивидуальной коррекционно-развивающей
работы с детьми, показавшими низкие результаты усвоения программного материала;
·
Пополнить дидактическое обеспечение
образовательного процесса новыми
пособиями по программе, что позволит педагогам более грамотно
выстраивать воспитательно-образовательный процесс;
·
Провести
консультации для педагогов с целью повышения уровня владения операциями оценивания и анализа
результатов при измерении ЗУН дошкольников;
·
Провести индивидуальное консультирование
воспитателей по вопросам организации ОП.